Методики Методики Л. А. Ясюковой включают в себя такие известные методики как “Методика определения готовности к школе”, “Прогноз и профилактика проблем обучения” и многое другое. подробнее
Публикации Публикации Л. А. Ясюковой включают в себя такие известные методики как “Методика определения готовности к школе”, “Прогноз и профилактика проблем обучения” и многое другое. подробнее
Семинары Семинары Л. А. Ясюковой включают в себя такие известные методики как “Методика определения готовности к школе”, “Прогноз и профилактика проблем обучения” и многое другое. подробнее

Биография Людмилы Аполлоновны Ясюковой

Я родилась 7 января 1948 года в городе Муроме. С 1950 года живу в Ленинграде – Санкт-Петербурге. С 1955 года училась в 149, 134, 151 школах. Закончила 11-й класс в 135 школе в 1966 году. Я училась полных 11 лет. Тогда была своеобразная программа: в 9-11 классах мы учились в школе только 4 дня в неделю, а 2 дня работали на заводах, осваивали различные профессии. Я выучилась на оптика. После школы я безуспешно пыталась поступать в Политехнический институт на физико-механический факультет, потом не сразу, только в 1970 году поступила на факультет психологии Ленинградского государственного университета. В этом же году вышла замуж за Белавина Вячеслава Алексеевича, и до сих пор мы вместе. У нас двое взрослых детей: дочь Ольга и сын Илья.

Училась я на заочном отделении. (У нас была очень хорошая группа, но как-то всех разбросало.) На протяжении этих лет (пока поступала и потом училась) много где работала. Года полтора работала лаборантом на Охтинском Химическом комбинате, потом за пару лет в АБДТ им. Горького (теперь это – Большой Драматический театр им. Товстоногова) продвинулась от монтировщика декораций до ассистента художника. Полгода работала художником по интерьеру в Тресте столовых Василеостровского района, полгода лаборантом на факультете психологии Ленинградского Государственного университета. Лет 6 работала в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа. Университет я окончила в 1976 году. В своей дипломной работе «Некоторые особенности восприятия произведений изобразительного искусства» я попыталась доказать, что общая теория художественного восприятия, созданная Л.С. Выготским на основе анализа литературных произведений, применима и для живописи.

Работать в качестве психолога я начала в Государственном институте прикладной химии (ГИПХ), но проработала там всего год, т.к. мне подвернулась возможность устроиться в НИИКСИ – Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований в лабораторию социальной психологии (1979 г.), где я и до сих пор работаю. Тогда НИИКСИ, как научно-исследовательский институт, был самостоятельным подразделением в университете наряду с другими исследовательскими институтами (сейчас НИИКСИ входит в состав факультета социологии). Начинала я в группе под руководством Аллы Александровны Русалиновой, мы проводили разнообразные практические исследования по договорам с предприятиями, в основном работали с НПО «Светлана». Я занималась проблемами подбора и рациональной расстановки инженерных и руководящих кадров. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя». В этом же году получила Серебряную медаль ВДНХ СССР за разработанную Систему подбора и рациональной расстановки инженерных и управленческих кадров в НПО, НИИ и КБ, которая использовалась в НПО «Светлана», на предприятиях Бел.Кам.нефти, Сев.Газ.прома, Камаза, Харцизском трубном и Ленинградском Адмиралтейском заводах.

С начала 90-х годов я стала заниматься проблемами развития профессиональных способностей, в основном работала с вузами и школами. Разработала технологию психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которая позволяет оптимизировать подготовку ребенка к школе, сам процесс обучения и развития ребенка на протяжении всей школьной жизни, выбор вуза и профессии в соответствии со способностями (ТООР). Технология состоит из 3-х частей, опубликована фирмой ИМАТОН, ею и распространяется и достаточно широко используется не только на территории России, но в ближнем (Украина, Белоруссия, Казахстан, страны Балтии) и даже удаленном (Германия, Израиль) зарубежье. В 2007 году получила за разработку ТООР диплом лауреата на конкурсе «Инновационные технологии в новом столетии», который проводился Российским Психологическим обществом.

С начала 90-х годов я занималась и проблемами детей с легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ПЭП, ММД, СДВГ). Мною разработана методика экспресс-диагностики данного заболевания (которую также распространяет ИМАТОН) и создана медико-психологическая система реабилитации детей с ММД (или с СДВГ) на базе МЦ «Олмед», которая позволяет за полгода полностью избавить ребенка от поведенческих и учебных проблем.

Активно занимаюсь разработкой диагностического инструментария. Переделываю, дорабатываю известные тесты (например, Амтхауэра, Кеттелла, Розенцвейга, Равена, Торренса и пр.), а также делаю свои тесты (например, физико-математических, гуманитарных  способностей, нестандартности мышления, самостоятельности мышления, навыка чтения, жизненных и трудовых ценностей, толерантности, коммуникативных установок, социальной перцепции, правового и гражданского сознания и пр.). 

В настоящее время я работаю СПб Госуниверситете на ф-те социологии, руковожу лабораторией социальной психологии. Также являюсь научным руководителем и активным работником Центра Л.А. Ясюковой «Диагностика и развитие способностей», который входит в качестве подструктуры в МЦ «Олмед». Кроме этого продолжаю работать психологом в 384 лицее (где работаю уже 21 год), параллельно сотрудничаю еще с рядом школ и гимназий СПб. Сотрудничаю с Городской лабораторией «Системы оценки качества общего образования» в плане разработки мониторинга оценки формирования УУД (универсальных учебных действий) у школьников с использованием моих методических комплектов. Продолжаю сотрудничать с СПб ГПУ (Политехнический университет), с кафедрой валеологии и биомеханики, с которой мы проводим совместные исследования уже лет 8. Провожу исследования по грантам, которые удается выбить из РГНФ (последние гранты по закономерностям развития социального интеллекта).

В свободное время занимаюсь наукой, также люблю читать детективы, фантастику, ходить на скрипичные концерты и выставки живописи.

В фотоальбом, естественно, выложила только те снимки, где я выгляжу лучше, чем по жизни.