Методики Методики Л. А. Ясюковой включают в себя такие известные методики как “Методика определения готовности к школе”, “Прогноз и профилактика проблем обучения” и многое другое. подробнее
Публикации Публикации Л. А. Ясюковой включают в себя такие известные методики как “Методика определения готовности к школе”, “Прогноз и профилактика проблем обучения” и многое другое. подробнее
Семинары Семинары Л. А. Ясюковой включают в себя такие известные методики как “Методика определения готовности к школе”, “Прогноз и профилактика проблем обучения” и многое другое. подробнее

Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) Л.А. Ясюковой

Психологическая технология состоит из трех частей:

I часть - Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе;

II часть - Определение готовности к переходу на вторую ступень обучения, прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах;

III часть - Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 7-11-х классов, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников.

Основной целью ТООР как системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса является оптимизация адаптации, обучения, воспитания и развития каждого учащегося школы исходя из его индивидуальности. Ее методологической базой является концепция психического развития ребенка, разработанная школой Л. С. Выготского.

Функционирование ТООР обеспечивает решение следующих задач:

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа начинает предъявлять ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую (даже в лучшую) сторону оказываются абсолютно не желательны и могут значительно осложнять жизнь школьника. Что бы мы ни говорили об индивидуальном подходе в обучении, он оказывается практически нереализуемым, и не только из-за того, что в классе 25-30 учащихся. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки этого - также едины для всех. Организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий тоже едины. Проведение комплексного психологического обследования детей при поступлении в первый класс позволяет глубже понять индивидуальные возможности каждого, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для учителей и родителей, выполняя которые удается избегать осложнений в обучении и развитии. Можно выделить несколько основных аспектов, в ракурсе которых использование ТООР позволяет проводить психологическое обследование детей, поступивших в первые классы:

5. Соответствие коммуникативного опыта ребенка требованиям группового взаимодействия в классном коллективе.

Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения родителей к ребенку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в рамках ТООР выведено на уровень социальной технологии, в которой последовательно реализуются ряд взаимосвязанных этапов работы с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом школы. Эти этапы являются структурными элементами социальной технологии и могут быть охарактеризованы как: диагностический, аналитический, прогностический, информационный, обучающий, консультационный, коррекционно-развивающий.

Для реализации диагностического этапа разработан единый методический комплекс, используемый для обследования учащихся с 1 по 11 классы. Диагностический комплекс состоит из классических (адаптированных) и авторских методик, позволяющих количественно и качественно оценить более 100 показателей, характеризующих индивидуальность ребенка, имеет три модификации, используемые при тестировании учащихся 1-2 классов, 3-6 классов, 7-11 классов. Между тремя ступенями единого методического комплекса (отражающих три качественно своеобразных этапа развития) сохраняется полная преемственность, обеспечивающая возможность сравнения и прослеживания развития каждого психического свойства учащихся за весь период их обучения в школе с 1 по 11 класс.

Технологичность диагностики достигается за счет отработанной процедуры группового тестирования, в которой оптимизированы:

По согласованию с администрацией учащиеся на 4 урока (или на весь учебный день) освобождаются от занятий и работают с психологом. Родители заранее уведомляются о предстоящем тестировании, если оно является плановой работой, или предварительно получают их согласие, если психолог проводит разовое обследование по приглашению.

Преимущество разработанной технологии группового тестирования состоит в том, что посредством одновременного (в течение 4-5 уроков) обследования всего класса (25-35 человек) по всему комплексу методик удается сразу решить две задачи:

Для реализации аналитического этапа разработана система критериальных нормативов для каждого показателя используемых методик, которая позволяет оценить, в какой степени сформированы у ребенка необходимые для освоения программ соответствующего класса психологические характеристики. Для каждого показателя рассчитаны количественные значения для пяти качественно различных уровней или зон развития. Для показателей интеллектуальных тестов это зоны:

«патологии», некоторой задержки в интеллектуальном развитии, причинами которой являются нарушения или отклонения анатомо-физиологического характера и требуют изменение методов преподавания и медицинского вмешательства;

Для показателей личностных тестов это четыре зоны:

Для тестов креативности разработаны также четыре зоны, характеризующие проявление творческих способностей как слабое (полное отсутствие), среднее (т. е. имеется некоторая основа для их развития), хорошее (творческие задатки уже сформированы и могут проявляться в деятельности ребенка) и высокий творческий потенциал.

Сравнение индивидуальных данных с нормативами позволяет оценить:

1. Структуру интеллектуальных способностей, тип интеллекта ребенка.

2. Наличие и характер отклонений, осложнений в развитии, возможности компенсации.

3. Возможности (или проблемы) ребенка в усвоении различных предметов школьного цикла.

4. Творческий потенциал.

5. Особенности характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. (Особое внимание уделяется личностным особенностям, которые могут осложнять процесс обучения: повышенные тревожность, впечатлительность, недостаточность волевого самоуправления, завышенная или заниженная самооценка и пр.)

6. Стрессоустойчивость, адаптивность, способ взаимоотношения с окружающими, положение в коллективе.

7. Наличие задатков для дальнейшей специализации обучения по следующим направлениям: математика и программирование; экономика и финансы; физико-математические науки; естественные науки; гуманитарные науки; общественные науки; иностранные языки; инженерно-конструкторская деятельность; предпринимательская деятельность; медицина; педагогика; работа в сфере услуг.

Технологичность в реализации аналитического этапа обеспечивается применением компьютерной обработки данных тестирования (так как полностью стандартизована форма ответов) и компьютерного анализа (поскольку разработаны количественные значения, характеризующие каждую зону развития).

Для реализации прогностического этапа используются модели интеллектуального и личностного развития, разработанные на базе сравнительных лонгитюдных исследований, в которых учитывается не только уровень, но и профиль, сочетание и взаимосвязь свойств, доминантные или ведущие интеллектуальные и личностные характеристики, определяющие общий тип развития, наличие латентных факторов риска (ЛФР). Использование прогностических моделей позволяет предсказать:

Технологичность прогностического этапа достигается за счет использования в моделях развития структурного принципа, выделения ядерных и периферических характеристики, их взаимосвязи и тенденций развития в зависимости от количественной выраженности (или силы) ядерных свойств.

Для реализации информационного этапа используется модульная форма составления и выдачи итоговых, индивидуальных характеристик. Характеристика компонуется из отдельных стандартных блоков, количество которых, а также набор входящих в каждый блок свойств может варьироваться, сокращаться или расширяться в зависимости оттого, что является наиболее важным (или не столь существенным) на данном этапе развития, обучения или в соответствии с запросом педагогов, родителей, учащихся. Для составления индивидуально-психологической характеристики учащегося используются следующие блоки: нейродинамические и психофизиологические особенности; интеллектуальные способности; творческие способности; профессиональные способности; индивидуально-личностные особенности; социально-психологические характеристики.

Технологичность информационного этапа обеспечивается за счет разработанного стандартного типового варианта характеристики и нескольких его модификаций, которые могут быть составлены с использованием компьютера. Характеристики составляются на основе обобщения и сведения в соответствующие таблицы результатов диагностического и прогностического этапов исследования. Единство методического обеспечения делает возможным формирование и ведение базы данных (предусмотрены компьютерный и табличный варианты), что позволяет не только хранить информацию и извлекать ее в том или ином требуемом варианте, но и использовать ее в целях педагогического или научного анализа. В частности, использование методов статистического анализа позволяет получить общую характеристику класса, сравнить классы между собой, проследить динамику развития конкретного ученика за любой период обучения в школе, оценить эффективность тех или иных программ обучения или отдельных коррекционных воздействий на развитие детей. С данным этапом тесно связана научно-исследовательская работа, направленная на выявление факторов, влияющих на развитие способностей, творческого потенциала и личностной зрелости учащихся. Ее целью является разработка рекомендаций для педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Обучающий этап реализуется в групповом варианте посредством проведения классных собраний учащихся, родительских собраний и «малых педсоветов» с педагогами и администрацией школы. В процессе разъяснения принципа работы с имеющейся у каждого собственной (или своего ребенка) индивидуальной психологической характеристикой или таблицей-характеристикой всего класса происходит передача психологических знаний и обучение самостоятельному их использованию. Подобное обучение детей, родителей и педагогов становится возможным, поскольку в процессе групповой беседы:

Проводимые групповые беседы способствуют:

Технологичность обучающего этапа реализуется за счет разработанных 40 ¸ 60 - минутных (по необходимости - и более длительных) собраний-бесед для учащихся с 7 по 11 класс, для родителей и учителей с 1 по 11 класс, единых структурно, но специализированных по содержанию для каждой возрастной группы детей и категории взрослых слушателей. Ежегодное проведение собраний по итогам тестирования приучает детей, родителей и учителей анализировать по психологическим характеристикам происходящие изменения, оценивать результаты и работать над развитием. В рамках информационного этапа конкретизируется и просветительско-педагогическая работа с учителями и родителями. Практика показывает низкую эффективность традиционно проводящихся лекций по возрастной и педагогической психологии. Когда те же самые вопросы оптимизации психического развития и обучения родители и педагоги разбирают, имея на руках характеристики собственных детей, в которых обозначены и конкретные проблемы, и их причины, то они становятся руководством к действию.

Консультационный этап наиболее индивидуализирован по содержанию реализуемой в нем деятельности, хотя в нем максимально используются результаты всех предыдущих этапов, особенно диагностического и прогностического. В его рамках осуществляется оказание помощи в решении сугубо индивидуальных проблем ребенка, семейных проблем и межличностных проблем, возникающих между учителем и конкретным учеником, а также во взаимоотношениях между учащимися. На данном этапе естественно дополнительное применение специализированных (часто не стандартизованных, а проективных) методик в соответствии с индивидуальным запросом и темой консультирования. Индивидуальное консультирование осуществляется по мере обращения. Часто для его проведения бывает достаточно привлечения данных стандартного планового обследования, и дополнительная диагностика не требуется. Этим обеспечивается оперативность и качество консультационной работы.

В реализации коррекционно-развивающего этапа акцент делается на развитие, чтобы как можно меньше была потребность в коррекции. Кроме того, работа всей системы направлена на профилактику, предупреждение осложнений и отклонений в развитии, и ее функционирование способно полностью это обеспечить за счет раннего вмешательства в латентном периоде проблемы. Разработана система рекомендаций, использование которых при выполнении домашних заданий ребенком, позволяет корректировать направление его развития. Регулярное ежегодное обследование всех учащихся обеспечивает наблюдение за их личностным и интеллектуальным развитием, позволяет своевременно выявлять детей с невротическими и нейрофизиологическими осложнениями, с проблемами дезадаптации, дисгармоничности интеллектуального и личностного развития и осуществлять необходимые психолого-педагогические воздействия. Кроме того, использование прогностических моделей позволяет выявить детей с неблагоприятными тенденциями в развитии и начать работать с ними еще до того, как неблагоприятные тенденции превратятся в проблемы ребенка, то есть не допускать появления проблем. Также оказывается возможным выявление наиболее одаренных детей и своевременная работа с ними по более интенсивной программе обучения.

В рамках развивающего этапа предусмотрено использование различных современных психолого-педагогических технологий, в том числе, и авторских. Однако в этом плане основное внимание уделяется оптимизации самого учебного процесса. Разработаны рекомендации учителям по изменению методов преподавания в зависимости от наличия различных групп «проблемных» учащихся (не столько из-за поведения, сколько из-за дисгармоничности интеллектуального развития) и общей характеристике класса, а также по оптимизации взаимодействия с отдельными учащимися, когда этого требуют их индивидуальные особенности. Составлены рекомендации родителям и самим детям, касающиеся способов выполнения домашних заданий, которые позволяют оптимизировать развитие и избежать специальной коррекционной работы психолога с ребенком. Вся система коррекционно-развивающей работы в рамках ТООР строится таким образом, чтобы она не выходила за рамки самого учебного процесса, не была дополнительной нагрузкой для ребенка, не требовала привлечения специалистов. Если родители или учителя по каким-либо причинам не реализуют рекомендации по реорганизации учебной деятельности ребенка, то могут использоваться традиционные, хотя и более трудоемкие, методы психологической помощи. В начальной школе используются как развивающие (активизация творческих способностей, развитие логической памяти, пространственного, понятийного и абстрактного мышления и др.), так и коррекционные технологии.

На этом этапе решаются и медико-психологические задачи. Они состоят в предупреждении излишнего нервно-психического напряжения, психофизиологических перегрузок учащихся, которые могут отрицательно влиять на их общее состояние здоровья и успеваемость. Особое внимание уделяется учащимся в периоды их социально-психологической адаптации (первые, пятые, десятые и вновь формируемые классы), подросткового кризиса и при индивидуальном переводе в другой класс.

Ключевым моментом в функционировании I ступени ТООР является профилактическая работа и оказание максимально возможной психологической помощи детям на этапе поступления в школу и в период обучения в начальных классах. Развитие всех наиболее важных для обучения характеристик в этом возрасте оказывается наиболее легко осуществимой и позволяет добиться наилучших результатов: практически избавить учащихся от проблем в процессе дальнейшего их обучения.

Второй этап работы в рамках ТООР (или основная задача ее II ступени) заключается в комплексной диагностики готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю. Необходимость проведения подобной диагностики диктуется не только (и не столько) проблемами социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов к новым учителям и режиму обучения. Основная причина заключается в предотвращении резкого снижения успеваемости из-за неготовности детей к качественно новому уровню учебных программ. Если в 1-3(4) классах высокая успеваемость могла быть обеспечена даже при неразвитом понятийном мышлении только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности и хорошей памяти, то, начиная с 5 класса, основная нагрузка в усвоении программы ложится на высшие формы мышления. Если они оказываются несформированными, то успеваемость резко падает.

Основная цель комплексного психологического обследования учащихся 3-х - 4-х классов заключается в диагностике широкого спектра психологических характеристик, а также новообразований периода обучения в начальной школе. Психологическое обследование, проведенное в 3(4) классе, позволяет определить наиболее вероятные учебные проблемы 5-9 классов (предметы, отдельные темы), то есть за долго до того, как они реально нарушат нормальное самочувствие ребенка, и составить рекомендации по их предупреждению. Диагностический контроль и помощь в 5-6 классах позволяют полностью снять учебные проблемы в старшей школе.

Третий этап функционирования ТООР (или ее III ступень) позволяет проводить:

ТООР имеет сквозную технологию, реализуемую на всех ее ступенях - это технология оптимизации обучения и развития детей с легкими функциональными нарушениями мозговой деятельности (ММД). Ее использование позволяет таким детям восстановить здоровье, успешно обучаться не только в общеобразовательных школах, но и в гимназиях, обеспечивает их полноценное интеллектуальное и личностное развитие.

Методический комплекс I ступени ТООР (диагностика дошкольников и учащихся 1-2 классов): 1) графический тест Бендер (мелкая моторика ведущей руки, зрительно-моторная координация, нейрофизиологические ее нарушения); 2) тест Тулуз-Пьерона (характеристики внимания, нейродинамики, общей работоспособности, функциональные отклонения в работе мозга, легкая органика); 3) прогрессивные матрицы Равена - серии А, В, С (визуальное мышление); 4) тесты структуры интеллекта и речевого развития младшего школьника (Ясюковой); 5) тесты на зрительную (образную) и слуховую (речевую) кратковременную память; 6) тест Тэммл-Дорки-Амен (личностная тревожность, особенности общения, семейных взаимоотношений); 7) цветовой тест Люшера (эмоционально-энергетические характеристики, личностные установки), его модификация ЦТЭС (Ясюковой); 8) проективный рисуночный тест «Дерево» (самооценка, эмоционально-волевые характеристики, общая активность, особенности общения и семейных взаимоотношений); 9) рисунок семьи (положение ребенка в семье, восприятие им семьи и семейных взаимоотношений, отношение к отдельным членам семьи); 10) тест «Навык чтения» (Ясюковой).

Методический комплекс II ступени ТООР (диагностика учащихся 3-6 классов): 1) тест структуры интеллекта Амтхауэра (переработка для 3-6 классов Ясюковой); 2) тест самостоятельности мышления (Ясюковой); 3) тест «Навык чтения» на русском языке (Ясюковой); 4) тест «Навык чтения» - английский язык (Белавиной); 5) прогрессивные матрицы Равена, серии А, B, C, D; 6) тест гуманитарных способностей (Ясюковой); 7) тест Тулуз-Пьерона (нейродинамика, внимание, работоспособность); 8) задачи Гилфорда (дивергентное мышление); 8) рисуночный тест Торренса (творческое воображение); 9) личностный опросник Кеттелла (детский вариант, адаптация Ясюковой с дополнительной шкалой на адекватность самооценки); 10) проективный рисуночный тест «Дерево»; 11) цветовой тест Люшера и его модификация ЦТЭС (Ясюковой); 12) Экспресс-методика изучения социально-психологического климата (СПК) класса (Ясюковой), 13) Фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант).

Методический комплекс III ступени ТООР (диагностика учащихся 7-11 классов): 1) тест структуры интеллекта Амтхауэра (адаптация Ясюковой); 2) прогрессивные матрицы Равена (серии В, С, Д, Е); 3) тест Гилфорда-Салливена (социальный интеллект); 4) тест гуманитарных способностей (Ясюковой); 5) тест физико-математических способностей (Самойловой-Ясюковой); 6) тесты (вербальный и графический) нестандартности мышления (Ясюковой); 7) задачи Гилфорда (дивергентное мышление и воображение); тест самостоятельности мышления (Ясюковой); 8) тест правового и гражданского сознания (Ясюковой); 9) тест мотивации профессионального выбора (Ясюковой); 10) тесты структуры трудовых и жизненных ценностей (Ясюковой); 11) личностный опросник Кеттелла (переработка для старшеклассников Ясюковой, совместимая с формой «А» для взрослых); 12) тест Фидлера-Ясюковой (социальная перцепция, коммуникативные установки, эффективность общения и делового взаимодействия, адекватность самооценки); 13) фрустрационный тест Розенцвейга; 14) тест Тулуз-Пьерона (нейродинамика, внимание, работоспособность); 15) проективный рисуночный тест «Дерево»; 16) цветовой тест Люшера и его модификация ЦТЭС (Ясюковой); 17) тест «Навык чтения» (Ясюковой); 18) тест «Навык чтения» - английский язык (Белавиной).

Часть I ТООР прошла апробацию в нескольких вариантах - для работы с дошкольниками и учащимися 1-2 классов общеобразовательных школ, гимназий и коррекционных классов. Всего с 1990 года обследовано более 2000 детей. Прогностическая валидность методики оценивалась на основе лонгитюдных исследований: психологического сопровождения учащихся гимназических, общеобразовательных и коррекционных классов в процессе их обучения с 1 по 7-ой класс.

Часть II ТООР также прошла апробацию в гимназиях и общеобразовательных школах и коррекционных классах. С 1992 года было обследовано более 3000 учащихся 3-6 классов. Особое внимание уделялось выделению и далее формированию психологических характеристик, оптимизирующих процесс адаптации учащихся при переходе в среднюю школу и необходимых для успешного овладения программой 5-9-х классов. В лонгитюдных исследованиях была проверена надежность выводов и прогнозов, а также отобраны наиболее эффективные методы коррекции и оптимизации развития учащихся.

Часть III ТООР прошла апробацию в гимназиях, общеобразовательных школах, а также в школах с углубленным изучением физико-математических, естественных, гуманитарных наук, иностранных языков, экономики, правоведения, предметов культурно-эстетического цикла. С 1990 года было обследовано более 4000 учащихся 7-11 классов. В лонгитюдных исследованиях особое внимание уделялось проверке надежности прогнозов становления профессиональных способностей как по освоению программ соответствующих профильных классов, так и далее, по успеваемости в вузах, трудоустройству и эффективности профессиональной деятельности. Изучались качества, свойственные наиболее успешно самоактуализирующейся личности и возможности формирования этих качеств у старшеклассников.